СТАТЬИ

«Постарайся сделать счастливыми тех, кто находится рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив»

СТАТЬИ

«Постарайся сделать счастливыми тех, кто находится рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив»

We take photos as a return ticket to a moment otherwise gone
Юную немецкую принцессу Елизавету дома называют просто Эллой. Живёт она в роскошном трёхэтажном дворце в Дармштадте вместе со знатными родителями, сёстрами и братьями. Мама — принцесса Алиса — дочь английской королевы Виктории. Отец — немецкий принц Людвиг.
Вид дармштадского Нового дворца в 1901 году
Эллина мама любила напевать духовные песни, подыгрывая себе на музыкальном инструменте. А годами позже исполняла разные произведения и своим подрастающим детям.
Когда принцесса Алиса садилась за пианино, маленький двухлетний Фритти любил залезать к маме на коленки да подыгрывал: беспорядочно шлёпал ладошками по клавишам. Элла улыбалась и аккуратно брала братика на руки. В семье старались оберегать его от любых травм по причине неизлечимой болезни — гемофилии. Кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы в результате удара могли принести малышу не только сильную боль, но и внезапную смерть. Коварное заболевание перешло к малышу от мамы, а к ней — от королевы Виктории. Обычно оно передаётся из поколения в поколение по женской линии и поражает в основном мальчиков.


Мысли о неизлечимости Фритти огорчали Эллу. Однажды, посмотрев на надкушенное яблоко, она печально сказала братику, что фрукт уже никогда-никогда не будет иметь прежний красивый вид. Её сердце переполнялось жалостью, а глаза — слезами. Фритти не удержался и тоже заплакал: «Сделай, как было! Хочу, как было».
Позже, когда он плакал по другому поводу — от боли после ушиба, у Эллы от волнения перекрывало дыхание. Любая травма могла оказаться для Фритти последней. Сестра смотрела в неповинные глаза своего братика и хорошо понимала, почему мама хотела поменяться с малышом местами и терпеть его боль, только бы он жил здоровым.
После рождения младших детей принцессу Алису часто преследовала слабость. Как-то утром она лежала ещё в постели в спальной комнате, а рядом баловались её мальчишки. Четырёхлетний Эрнст затеял игру в гляделки: выбежал в гостиную посмотреть из окна на двухлетнего Фритти, оставшегося в спальне. Эти комнаты образовывали внутренний угол здания, а их открытые для проветривания окна, высотой от пола до потолка, смотрели друг на друга. Мама вскочила с кровати и побежала за Эрни, чтобы оттянуть его от окна гостиной. В это время Фритти забрался на стул и решил осмотреться, но не удержал равновесие. Прежде, чем мать успела вернуться, стул опрокинулся вперёд, и малыш выпал из окна спальни со второго этажа во двор на каменную площадку. Первой, кто подоспел ему на помощь, была Элла. Именно она на руках внесла мальчика во дворец. Фритти остался цел, но его болезнь сделала своё коварное дело: от сильного ушиба вечером наступила смерть.

Похоронили малыша в семейной усыпальнице — мавзолее, расположенном неподалёку, в Розенхёэ, — красивом парке в английском стиле на холме, где выращивали розы и редкие деревья.
Элла обнимала и утешала плачущую маму, как могла. Девочке не исполнилось ещё и девяти лет, но она уже верила: Бог принял душу младшего братика в самое радостное место — в небесный рай, где никто уже не страдает. «Когда туда попадают люди, которых мы любим, они молятся за нас, отчего наш земной путь становится легче», — так учила верить детей Эллина мама.
Семейный круг принцессы Алисы и принца Людвига сузился и всех сблизил. Каждое субботнее утро дети вместе с матерью собирали букеты цветов и относили их на одну из соседних улиц в госпиталь. Там ставили в большие вазы, дарили по цветочку пациентам, и даже начинали с некоторыми из них дружить. Принцесса Алиса считала важным показать маленьким принцам и принцессам: они ничем не лучше остальных. Благодаря высокому положению у них есть лишь двойная обязанность — жить для других и быть скромными.

Первая семейная усыпальница в Розенхёэ
Когда от постоянного общения с паломниками на отца Митрофана наваливалась физическая усталость, он отдыхал там, где придётся. Для стороннего взгляда — вполне естественное явление. Бывало, сидя на лавке в храме, чуток подремлет, склонив голову, а иногда поспит в кладовке или поднимется на хоры и там вздремнёт. Когда сил не оставалось совсем, он ставил в ряд несколько табуреток — росточку был маленького — снимал валенок, клал под голову и ложился ненадолго отдохнуть прямо в свечном ящике. Временами звуки его негромкого сопения раздавались и с места расположения архиерейской кафедры — почётного четырёхугольного возвышения, устланного тёплыми коврами. Батюшка частенько там спал, укрывшись орлецом — небольшим круглым ковриком с изображением парящего орла, на котором молится архиерей во время богослужения.
Орлец — символ небесной высоты служения и заботы архиерея о своей пастве — будто бы наложил некий отпечаток на внешний вид и образ жизни отца Митрофана. Батюшка имел орлиный профиль и зоркий взгляд, который по неведомым признакам во время богослужений «выхватывал» скорбящего человека, и не важно, верующим тот был или нет. Ни пол, ни возраст не имели значения.
Сидит совершенно незнакомая женщина в уголке — ей очень тяжело, но никто об этом кроме неё и Бога не знает. Батюшка подкрадывается к ней, присаживается рядом и заводит разговор по душам — её грусть уходит. В такие минуты, человек чувствовал, что отец Митрофан именно к нему находится ближе, чем ко всем остальным.
Образ жизни архимандрита Митрофана был созвучен значению его имени. «Митрофан» в переводе с древнегреческого — «матерью обнаруженный». В младенчестве мать потеряла его, младенца, в суматохе на железнодорожном вокзале и с помощью неравнодушных людей вновь обрела. В монашестве отец Митрофан в свою очередь находил, буквально «охотился» за людьми, находящимися в огорчённом, горестном и даже бедственном положении, чтобы окрылять их радостью. Отыскивал, как настоящая мать. Только мать, не ощущая преград, спешит ребёнку на помощь и первым делом утешает его. Оберегает, делает всё возможное, ничего не ожидая для себя взамен — ни выгоды, ни благодарности. А в остальном — молится за своё дитя, вверяет его в попечительство Божие и живёт со спокойным сердцем.
Таким и был отец Митрофан. Ему не были безразличны люди. При встрече батюшка иногда любил задавать один и тот же простой вопрос:
— Как тебя зовут?
— Александр, — отвечал, например, семинарист.
— Как зовут? — тут же повторно спрашивал батюшка.
— Александр, — снова звучал ответ.
— Как тебя зовут? — допытывался отец Митрофан и с невозмутимым видом ждал ответа, демонстрируя непонимание. Зачастую люди отвечали ровно столько раз, сколько их спрашивали и только потом задумывались о причинах постановки самого вопроса.

— Людмила, а ты людям милая? — спрашивал отец Митрофан, открывая одновременно подспудный смысл вопроса: насколько образ жизни человека соответствует его имени.

Существует наблюдение, дающее основание заметить некое подобие добродетельных христиан с теми святыми, имена которых они носят. Священник Павел Флоренский писал, что каждое имя направляет жизнь личности по своему руслу и не даёт потоку жизненных процессов протекать где попало. И в этом русле именно сама личность определяет нравственное его наполнение. Имя есть определённый ритм жизни. Когда человек устремляется к святости, тогда и можно наблюдать некоторое его сходство с жизнью святых.

Непрестанное попечение о людях было свойственно небесному покровителю батюшки — святителю Митрофану Воронежскому. Неравнодушная забота являлась мелодией души и отца Митрофана. Батюшка мог сесть в храме на лавку рядом с человеком, которого первый раз видел, и, выслушивая проблемы, клал голову ему на плечо и что-то с любовью растолковывал. Иногда острым коротким пальцем постукивал по колену, руке, голове, словно вбивал свои слова, как гвозди, чтобы человек их хорошо запомнил. Мог упереться лбом в лоб, и тогда в его взгляде можно было утонуть; мог ласково погладить по щеке, обнять или просто взять за руку.
Взрослый на вид, а в движениях — как дитя. Одет в коротковатые трикотажные брюки василькового цвета от спортивного костюма «Динамо» с отвисшими коленями. В брюки заправлена приталенная бежевая рубашка в стиле «Диско» — отголосок забытой мужской моды начала 1970-х — с пышными цветами на груди и с массивным, заострённым на концах воротником. Вся одежда, по-видимому, досталась ему за чьей-то ненадобностью.

В расстёгнутых сандалиях на босу ногу он спешил к свечному ящику, держа в левой руке скомканную, засаленную от жирных волос кепку несуществующего в природе цвета. Его русые волосы на голове застыли, как полёгшие в поле стебли пшеницы после сильного и порывистого ветра с дождём. Они были странно примяты и местами беспорядочно торчали в разные стороны.

Когда мужчина приблизился к отцу Митрофану, застыл на минуту, как вкопанный, и произнёс странную речь:
— О!.. Митрофан! Ты мне, это… мыло дай. Дай мне мыло! Меня зовут в баню, а мыла нет. Давай скорее, автобус ждёт!

Отец Митрофан улыбнулся и медленно нагнулся — достал из-под стола и выложил на стол кусочек мыла. Откуда взялось мыло в свечном ящике ещё догадаться можно было. Руки помыть или ещё для какой-нибудь нужды.

Объясняя своё требование, мужчина интенсивно махал руками, как на пожаре, но внезапно остановился. Почесал кепкой спину и продолжил:
— А!.. Митрофан! Ещё же мочалка нужна в бане! Дай мне мочалку!

Здесь стоит напомнить, что диалог происходил в храме. Откуда появилась мочалка в руках отца Митрофана — догадаться было уже невозможно. К тому же батюшка улыбался ещё сильнее и был очень рад, словно к нему приехал издалека близкий родственник.
А человек по-прежнему не унимался:

 — Митрофан, давай скорее! Меня люди ждут, автобус. Понимаешь? В баню ж еду, в Слоним! Мыться ж буду. Митрофан, а после бани чаю попить нужно. Дай мне сахару!

Батюшка дал ему всё, что тот просил, и услышал слова благодарности:
— Митрофан хороший. Он очень хороший! Девяносто лет жить будет.

Молодой человек активно жестикулировал, кричал, что опаздывает, и, наконец, ушёл, не взяв ничего, что дал ему отец Митрофан… Старец по-прежнему улыбался с нежностью и любовью. Как оказались в тот день в свечном ящике мыло, мочалка, сахар и чай — осталось тайной.
Тайной за семью печатями являлась и духовная жизнь отца Митрофана. Свет пролился отчасти только после упокоения батюшки. Стали доступны его келейные записи, люди делились воспоминаниями, случаями молитвенной помощи.

Собранные материалы легли в основу написания книги «Старец Митрофан Жировичский». На страницах издания читатели смогут познакомиться с историей жизни отца Митрофана, его духовными поисками, наставлениями и найти СВОЙ ответ на вопрос, который любил задавать батюшка:
— Как тебя зовут?
Хотите читать исключительно полезные тексты?
Подпишитесь на наши каналы: